Цитата: Современный покупатель не ищет квадратные метры, сегодня покупают ценности и настроение, образ и стиль жизни.

Гаражам готовят новый урок

11.11.2022 в 19:08 | время чтения: 4 мин.


Гаражный кооператив на улице Академика Константинова принудительно выселяют. Дочерняя компания «Строительного треста» ООО «Специализированный застройщик “Озерный край”» построит на их территории общеобразовательную школу на 1125 мест. Как уверяют городские власти, сейчас гаражи располагаются на участке незаконно, так как договор аренды с городом был расторгнут еще в 2021 году. Эксперты отмечают, что снос гаражей часто сопровождается многолетними конфликтами: несмотря на временный статус, выселяться владельцы построек не спешат и часто для сноса объектов приходится привлекать силовые структуры. Всего в городе под гаражными кооперативами занято 1135 га.


На улице Академика Константинова в Калининском районе Санкт-Петербурга появится общеобразовательная школа на 1125 мест. Учреждение будет возведено специализированным застройщиком «Озерный край», дочерней компанией АО «Строительный трест». Под строительство школы город выделил застройщику участок площадью более 26 тыс. кв. м. Проблема заключается в том, что сейчас на этой территории располагается гаражный кооператив. В настоящий момент сотрудники комитета по контролю за имуществом размещают на гаражных боксах уведомления о необходимости добровольного освобождения незаконно занимаемой территории. После освобождения территории подведомственное комитету СПб ГКУ «Центр повышения использования государственного имущества» займется сносом оставшихся объектов и освобождением участка под застройку.
Территория принадлежит городу, и кооператив пользовался землей на правах аренды. В 2021 году арендатору направили уведомление об отказе от договора, прекращение его действия было зарегистрировано Росреестром. Сейчас гаражи стоят без правовых оснований. В комитете по строительству пояснили, что причиной расторжения стала нехватка земли для возведения социально значимых объектов.
Участок достался «Озерному краю» после решения градостроительной комиссии, заседание которой состоялось в августе 2021 года. Застройщик планирует возвести в Калининском районе 128 тыс. кв. м жилья. Пресс-служба комитета по строительству сообщила, что реализация проекта возможна при условии проектирования и строительства помещения площадью 600 кв. м для размещения кабинета врача общей практики. Также компания обязуется за собственный счет построить внутриквартальные проезды, детский сад на 280 мест и общеобразовательную школу на 1125 мест, которую передаст городу с частичным выкупом.
По предварительным данным комитета по имущественным отношениям, в Петербурге площадь территорий, занимаемых гаражами, составляет около 1135 га. То есть гаражи занимают 11,3 млн кв. м. Большая часть располагается на городской земле, взятой в аренду. C 1 сентября 2021 года вступил в силу закон о «гаражной амнистии». Этот закон позволяет владельцам бесплатно приватизировать землю под собственным гаражом и защитить ее от возможной застройки. Прием заявлений по «гаражной амнистии» осуществляет КИО.
По данным комитета по контролю за имуществом, с 2018 года по настоящее время на территории города от гаражей было освобождено 840 земельных участков площадью 118,2 тыс. кв. м. Было снесено 3573 гаража.
Руководитель отдела стратегического консалтинга петербургского офиса NF Group Игорь Кокорев говорит: «На мой взгляд, проекты развития зон гаражей девелоперами могут учитывать интересы автовладельцев и, например, предусматривать создание многоярусных паркингов, более эффективных с точки зрения использования территории».

Как правило, сносы гаражей становятся в городе зоной конфликта, владельцы гаражей выселяться не спешат. Особенно остро проблема сноса гаражей сформировалась в нулевые годы, когда городу потребовались резервы территорий под новое строительство. Один из последних громких конфликтов на этой почве возник в октябре 2010 года в промышленной зоне Парнас. Представители Выборгской районной администрации начали снос расположенного там кооператива автосредств «Парнас-1». Снос происходил при поддержке сотрудников ОМОНа. Договор аренды был расторгнут за три года до сноса. Владельцы попавших под снос гаражей даже писали письмо Дмитрию Медведеву (он тогда был президентом РФ). Но результата это не дало.
Генеральный директор юридической компании «Эклекс» Артем Швайка пояснил, что, если при сносе пострадает имущество владельца, судом это может рассматриваться как его личная вина. «Если на момент сноса в гараже остался автомобиль и его повредили, виноват, скорее всего, будет хозяин машины, а не службы, производящие снос. В настоящий момент сотрудники комитета соблюдают все необходимые процедуры, а значит привлечь их за причинение убытков не получится»,— считает эксперт.
«Гражданин в суде должен доказать факт причинения убытков и незаконность действий комитета. Если в гараже при сносе будет стоять машина, службы, которые занимаются сносом ее заметят, когда вскроют гараж. Автомобиль будет эвакуирован и в лучшем случае выставлен за пределы территории сноса. То же касается ценных вещей: их передадут на хранение и уведомят хозяина. Доказать незаконность действий комитета также сложно, так как в данном случае полностью соблюдается процедура и владельцы гаражей уведомлены о планах на территорию»,— сообщил господин Швайка.


Екатерина Яровславцева.

Поделиться с друзьями