Цитата: Современный покупатель не ищет квадратные метры, сегодня покупают ценности и настроение, образ и стиль жизни.

Кронштадт – от закрытого города к туристической жемчужине

08.10.2021 в 18:39 | время чтения: 6 мин.

Какие перемены ожидает Кронштадт в ближайшие годы

Кронштадт весь соткан из противоречий. Он одновременно является административным районом Петербурга, единственным населенным пунктом в составе этого района и муниципальным образованием внутри города. Его нельзя назвать обделенным вниманием туристов, но все же до питерских дворцов и петродворцовых фонтанов ему далеко.

Кронштадт на пороге больших перемен.

Какими они будут? Не превратится ли город-герой в один большой парк развлечений с аттракционами, сахарной ватой и толпой туристов? 

Сейчас на модернизацию города, строительство жилья и музеев, общественных пространств, дорог будут выделены огромные средства, в том числе из федерального бюджета. Важно будет распорядиться ими по-хозяйски.

Кронштадтский район уникален по многим показателям. В первую очередь это, конечно, его географическое расположение, порождающее массу транспортных вопросов. Кроме того, это самый маленький район города по населению — всего 44,4 тысячи человек по состоянию на 1 января 2020 года. Это число весьма стабильно и мало изменяется от года к году. Площадь района — 19,53 км2. По этому параметру ему уступают лишь Центральный и Адмиралтейский, но людей что в том, что в другом живет в разы больше.

Размер города определяет его возможности

Похвастаться значительным вкладом в общегородской объем отгруженной продукции промышленных предприятий Кронштадт по очевидным причинам не может.

В 2019 году этот показатель составил 2656,2 млн рублей. Строчкой выше — Приморский район, и там сразу почти в 10 раз больше. Ничего удивительного. Не считая нескольких предприятий легкой и пищевой промышленности, в городе всего одно производство — Кронштадтский морской завод. Чувствует он себя весьма неплохо, из года в год наращивая и выручку, и чистую прибыль. По данным «СПАРК–Интерфакс», в 2019 году чистая прибыль предприятия составила 281 млн рублей, что на 115 млн больше, чем в 2018–м.

Другое заметное предприятие города — грузовой терминал «Моби Дик». Но, кажется, что у него дела последние годы идут не так гладко, как хотелось бы. Переориентирование некоторых направлений контейнерных перевозок на железную дорогу серьезно отразилось на компании. Прибыль, в 2015–2016 годах превышавшая миллиардную отметку, сократилась сначала до 700 млн, затем до 161,5 млн рублей, а 2019 год терминал и вовсе закончил с убытком 93,4 млн рублей. Вполне естественно, что одной из основных проблем Кронштадта является нехватка рабочих мест. Об этом говорят много и часто, но готового решения пока нет. Тем временем городу принадлежит еще один малоприятный антирекорд — самая низкая среднемесячная номинальная начисленная зарплата. По состоянию на 2019 год это 56 358 рублей — при общепетербургском показателе 75 140 рублей.

Или туристический рай, или морские заводы

Город должен выбрать между промышленностью и туризмом

На то, где и как работать кронштадтцам, существуют две распространенные точки зрения. Первая сводится к тому, чтобы превратить город в туристический рай с арт–объектами, кофейнями, приведенными в порядок историческими памятниками и обширной сетью морских прогулок по фортам. Вторая же отражает консервативные взгляды: ее представители предпочли бы видеть вместо кофеен еще один Морской завод, а еще лучше два и больше, и обязательно связанные с оборонкой.

«Большая часть населения сейчас в промышленности не работает. И даже если папа работал на судостроительном заводе, то совсем не факт, что его дети захотят работать там же. А не захотят стать менеджерами, проектировщиками — да кем угодно. Жители Кронштадта ездят на работу в Петербург, — это совершенно нормально. Потому что они являются частью единого рынка труда», — считает специалист по транспортному развитию территорий института «Урбаника» Илья Резников.

«Старшеклассники хотят досуга и развлечений. И не хотят на завод. В городе не хватает точек досуга. Это важная инфраструктура не только для привлечения туристов, но и для удержания своей молодежи. В Кронштадте до сих пор нет даже нормальных торговых центров. А это мощный стимул для формирования потребительского спроса», — считает доцент Института дизайна и урбанистики ИТМО Александра Ненько.

На сегодняшний день самый амбициозный проект, направленный на развитие туризма в Кронштадте, реализуется под эгидой Минобороны. В рамках «Острова фортов» планируется отреставрировать три форта: Кроншлот, Петр I (Цитадель) и Александр I (Чумной). По первым двум уже согласовано выделение 4,5 млрд рублей из бюджета. На модернизацию и строительство новых дорог в городе выделяется свыше 8 млрд рублей. Также рассматривается создание многочисленных новых объектов — от океанариума до нового пассажирского порта. Звучит многообещающе, а общая сумма предполагаемых затрат в размере 36 млрд рублей и вовсе завораживает. Смущает лишь то, что подобная гигантомания имеет обыкновение превращаться в изнурительный марафон долгостроя, требующий все новых и новых вливаний. К тому же пока непонятна судьба остальных полутора десятков фортов, расположенных вокруг города.

«Главстрой» станет первым инвестором мегапроекта в Кронштадте.

ГК «Алькор», который входит в компанию «Главстрой Санкт-Петербург», вложит 16 млрд руб. в объекты инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» в Кронштадте.

Соответствующее соглашение подписали генеральный директор АНО «Остров фортов» Константин Чамилович и генеральный директор Группы компаний «Алькор» Виталий Лазуткин. ГК «Алькор» — первый крупный инвестор проекта, уточнили в пресс-службе АНО «Остров фортов».
По соглашению, ГК «Алькор» построит яхтенный порт, поликлинику, два дошкольных образовательных учреждения, гостиницу «Гранд Отель» с номерным фондом в 200 номеров, а также апарт-отель, объекты торговли и общественного питания. Помимо этого, инвестор построит в Кронштадте комплекс жилых зданий общей площадью 126,4 тыс. кв. м. в двух жилых кварталах — «Центральный» и «На набережной». Всего, как сообщает пресс-служба АНО «Остров фортов», жилой фонд квартала пополнится на 1430 квартир.
Как рассказал Виталий Лазуткин, жильё будет малоэтажным. «Мы ограничены по этажности регламентом об исторических зданиях — это не больше 15 метров, поэтому у нас высота зданий будет четыре этажа. Сейчас идёт проектирование, согласование проектно-архитектурных решений с городской администрацией», — сказал он. Как добавил Лазуткин, в строящемся квартале будет представлена разная категория жилья, «но не «бизнес» и не «элита».

Построить объекты планируется к концу 2024 года.В пресс-службе АНО «Остров фортов» сообщили, что жилой квартал в туристско-рекреационном кластере необходим для того, чтобы привлечь в проект инвестора. «У проекта есть социальная составляющая, есть составляющая по сохранению истории, у него должна быть и коммерческая составляющая. Жилая инфраструктура — единственный блок окупаемых объектов, который здесь есть», — отметили в пресс-службе.

Туризм создаст новые рабочие места

Превратившись в первоклассные туристические объекты, форты привлекут в Кронштадт миллионы гостей.

А это не только инвестиции, но и рабочие места. Как известно, туристская отрасль создает каждое десятое рабочее место. В городе появятся два новых отеля. При этом стандартный штат каждого из них включает бухгалтеров, финансистов, юристов, маркетологов и других высококвалифицированных работников. Откроются также вакансии по различным специальностям в ресторанах, SPA, бассейнах, фитнес-центре, конференц-залах, которые будут созданы при гостиничных комплексах. В туристских объектах — музее и океанариуме — появятся рабочие места для научных сотрудников и экскурсоводов, в яхтенной марине откроются вакансии для представителей технических специальностей.

С притоком туристов существенно расширятся возможности для самозанятых. В частности, они будут востребованы в сфере услуг и розничной торговли, производства и реализации изделий народных художественных промыслов и т.п. 

Обеспечат кронштадтцев работой и два детских сада, лицей, поликлиника, магазины, спортивный и инновационный центры, которые появятся в городе в ближайшие пять лет. Кластер «Остров фортов» — это 32 объекта, по результатам ввода которых будет создано порядка 1800 новых рабочих мест для жителей Кронштадта.

Судя по представленным планам, в ближайшие 10 лет мы увидим другой, обновлённый Кронштадт. В чём-то он наверстает упущенное время, пока был отделён от большой земли и большого города. Но самое главное, чтобы после всех этих важных и нужных перемен Кронштадт остался живой историей российского флота, символом героической боевой славы. А не очередным парком развлечений с аттракционами, сладкой ватой и толпами скучающих туристов.

ОАЗ

Поделиться с друзьями