Цитата: Современный покупатель не ищет квадратные метры, сегодня покупают ценности и настроение, образ и стиль жизни.

Масштабные проекты Петербурга

12.11.2021 в 18:46 | время чтения: 6 мин.

В Санкт-Петербурге в последние годы реализуется немало грандиозных проектов, связанных с дорожным строительством, мостостроением, путепроводами и тому подобным. Однако не все проекты доходят до воплощения в жизнь. И причин тут много. Нехватка денег, нехватка воли, проектные недоработки. Иногда реализацию того или иного проекта останавливает чрезмерная фантазия его авторов. Иногда проект невозможно реализовать чисто по техническим причинам.

«Одним из проектов, который так и остался на бумаге, я бы назвал первый небоскреб Петербурга — башню Петра Великого, которую хотели построить в устье Смоленки, — говорит генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов. — Тогда не было высотного регламента, но уже в то время вертолет вывешивал воздушный шар над устьем Смоленки, чтобы наблюдатели с фотоаппаратами с разных точек фиксировали — виден ли он оттуда. В итоге проект не состоялся, хотя небоскреб, возможно, мог бы стать первой постперестроечной строительной доминантой».

По словам Алексея Белоусова, чаще всего проекты упираются либо в отсутствие финансирования, либо в технические трудности, либо в те ограничения, которые накладывает город. Он вспоминает, что башня «Газпрома» изначально должна была стоять на Охте, но в итоге градозащитники настояли, и проект перенесли в Лахту. «И тут я соглашусь, что на первоначальном месте он слишком серьезно повлиял бы на исторические доминанты в этой части Петербурга, — подчеркнул Алексей Белоусов.

Он вспомнил о втором проекте, потенциал которого до сих пор сохраняется — об Орловском тоннеле. «В период, когда губернатором был Георгий Полтавченко, проект заморозили. Вероятно, на тот момент не было финансирования, — пояснил Белоусов. — Уникальный 19-метровый щит, который был изготовлен и куплен в Германии, оказался невостребованным. А ведь опыт по одновременной прокладке двухуровневого тоннеля одним щитом мог бы стать серьезным прецедентом. К тому же этот инструмент мог бы найти применение и в других городах. По-прежнему я уверен, что такая магистраль в Петербурге нужна.

Деньги – главный фактор любого проекта

Для того, чтобы масштабный проект реализовался, необходимо совпадение нескольких факторов.

«В первую очередь, это большие деньги, конечно же, — говорит коммерческий директор ГК «ПСК» Сергей Софронов. — Если говорить о проектах Газпрома, то понадобилась и масштабная пиар-кампания, чтобы этот проект был возможен, и поддержка на федеральном уровне. Эта башня дала большое развитие для Приморского района. Надеюсь, что за ней подтянется и инфраструктура.

Все то же самое прослеживается и в других проектах. В Западном скоростном диаметре, новой широтной магистрали скоростного движения, которую только начали строить, в проекте «Новая Голландия». В этих проектах есть поддержка властей на федеральном и региональном уровне и большие деньги, привлекаемые в том числе в рамках государственно-частного партнерства.

«У нас все упирается не только в градостроительные ограничения, но и в финансовые возможности и поддержку власти, — подчеркнул Сергей Софронов. — И мы видим: чем выше уровень, на котором анонсирован проект, тем больше шансов у него быть реализованным.

«Денег всегда не хватает — это ограничивающий фактор, а в условиях дефицита всегда выбираются те проекты, которые кажутся наиболее актуальными и имеют экономическую отдачу, — прокомментировал ситуацию директор проекта «Северная Долина» компании «Главстрой Санкт-Петербург» Дмитрий Калинин. — Тот же ЗСД имеет финансовую модель, которая предполагает возврат инвестиций. Сейчас началось сооружение широтной магистрали скоростного движения — на него также есть и деньги, и политическая воля, и глобальная идея развития транспортной инфраструктуры Петербурга. Нужно выбирать проекты, не распыляя ограниченные средства.

А авторы кто?

В реализации масштабных проектов большую роль играет профессионализм команды заказчиков и проектировщиков

Что касается тех проектов, которые были не реализованы, то, возможно, их время просто еще не пришло, считают эксперты. Что касается Орловского тоннеля, сейчас нет необходимости тратить на него бюджетные средства. Хотя этот проект выглядит нужным городу. Он родился в те времена, когда не было Кольцевой автодороги и вантового моста — то есть соединения двух берегов во время судоходного сезона. И поэтому тоннель в то время казался единственно возможным решением. Сейчас же ситуация изменилась. А когда появится мост в створе Фаянсовой и Зольной улиц в рамках строительства ШВСД, то необходимость в Орловском тоннеле станет еще меньше.

Многие специалисты до сих пор вспоминают про давние планы о подземном торговом центре под площадью Восстания. Проект представляется малорентабельным, а для города — не слишком необходимым. Даже разгрузив перекресток на площади Восстания, нельзя улучшить всю транспортную ситуацию в этом районе. В итоге при сопоставлении усилий и возможного результата проект оказался не реализован.

Грамотное освоение территорий, старых и новых

Из тех проектов, которые сегодня находятся на разных стадиях реализации, можно отметить парк «Тучков буян». «Я вижу в создании парка у Тучкова буяна пример ответственного отношения властей к уникальному месту, ценность которого не измеряется выходом квадратных метров жилья или офисных площадей, — пояснил главный архитектор проекта, партнер Архитектурного бюро «Студия 44» Евгений Новосадюк. — Я люблю Петербург и считаю, что здесь у каждого места есть свое предназначение. В случае с Тучковым буяном это, безусловно, зеленое общественное пространство, которых недостаточно в центре города. Вложенные в это средства обернутся для города большими дивидендами — и не только имиджевыми».

Для компаний, которые ведут комплексную застройку, важно понимание грамотного освоения территорий, поскольку среда создается, по сути, с нуля.

«Компания «Главстрой Санкт-Петербург» реализует крупнейшие проекты комплексного освоения территорий, даже в масштабах страны, — говорит Дмитрий Калинин. — И как петербуржец, и как девелопер я скажу, что сейчас мы считаем наиболее важным создание объектов социальной инфраструктуры: детских садов, школ, поликлиник. У нас большая программа, имеющая вес в рамках города, и мы видим, что сейчас и правительство города уделяет этому вопросу больше внимания — а значит, мы в тренде.

Забытая тема

Одна из тем, которая активно обсуждалась в начале 2000-х, — легкорельсовый транспорт, который должен был связать районы города и стать надземным аналогом метро. «Это уменьшило бы потоки автомобилей, разгрузило метро и обошлось бы с точки зрения строительства дешевле, чем метро глубокого залегания», — говорит Алексей Белоусов.

Второе направление развития — освоение подземного пространства. «Как бы ни было трудно осваивать его по причине хлипких грунтов, сложных коммуникаций и примыкания к исторической застройке, делать это нужно, — уверен Белоусов. — На примере городов Европы мы можем видеть, сколько автомобильных парковок может быть построено под землей. А ведь тут могут быть еще и торговые, развлекательные комплексы, зоны отдыха и многое другое. Но сегодня мы серьезно отстаем в этом вопросе.

Пространства для отдыха, спорта и развлечений

Среди проектов, которые нужны городу, участники круглого стола постоянно упоминали общественные пространства.

Потребность в них ощущается достаточно сильно.

«Людям нужно не только где-то жить или работать, но и отдыхать, дышать свежим воздухом. Поэтому появление таких пространств, как «Новая Голландия» или парк «Тучков буян», можно только приветствовать, — отметил Сергей Софронов.

Масштаб тут может быть разным. Привычный всем двор своего дома — это тоже общественное пространство.

«Жизнь горожанина начинается с этих дворовых небольших пространств. Многие находятся там длительное время, и каждый человек как минимум два раза в день проходит через свой двор. Это его — родное и милое душе — общественное пространство, — говорит Дмитрий Калинин. — Поэтому застройщики уделяют внимание благоустройству придомовой территории. Мы в «Северной долине» выделяем достаточно большие зоны и реализуем концепцию плейхаба. Ее суть в том, что в одном месте группируется большое количество активностей для людей разных возрастов и интересов: воркаут, скалолазание и т. п. Мы видим, что Петербургу нужны благоустроенные дворы, а не муравейники. Нужны проекты с новым качеством и новым видением качества жилой среды, что возможно только при комплексном освоении территорий».

РАЗ

Поделиться с друзьями