Цитата: Современный покупатель не ищет квадратные метры, сегодня покупают ценности и настроение, образ и стиль жизни.

Смягчение центричности

02.05.2023 в 09:37 | время чтения: 6 мин.


На протяжении многих лет в Петербурге на разных уровнях говорят о том, что городу необходимо уходить от идеи «единого центра» и развивать так называемую полицентричность: возводить в периферийных районах значительный объем деловой, культурно-досуговой, спортивной и другой недвижимости для снижения маятниковой миграции. Корреспондент developmentspb Марина Ковалева разбиралась, почему в Северной столице до сих пор в полной мере не созданы субцентры, какие меры для этого необходимо предпринять, а также о том, в каких районах Петербурге попытки децентрализации уже успешно реализованы.

Понимание необходимости переносить офисы из центра города возникло уже давно. По мнению собеседников издания, из-за наличия единого центра происходит процесс роста плотности населения и увеличение количества транспорта. «В конечном итоге, это приводит к коллапсу транспортной системы — дороги, парковки не справляются с такой нагрузкой. Для экономики становится совершенно неэффективно, когда люди тратят много времени на дорогу, увеличиваются логистические издержки и так далее», – объясняет Андрей Косарев, генеральный директор Nikoliers в Санкт-Петербурге. При этом, формирование деловых сити в географически удобных локациях, куда проводятся линии метро, строятся новые транспортные магистрали и развязки, позволяет миллионы кв. м. и сотни тысяч людей направить в другую часть города, разгрузив центральные районы, говорят урбанисты.

Мировой опыт
В мире уже существует немало примеров переноса на периферийные территории коммерческой и деловой недвижимости, а также общественных пространств, а также создание так называемых городов-спутников. Среди них в парижский Дефанс», лондонский «Кэнэри Уорф», а также отчасти «Москва-Сити» и «Новая Москва». В Петербурге, в свою очередь, это пока что в полной мере не реализовано. По мнению Валерия Трушина, партнера, руководителя отдела исследований и консалтинга IPG.Estate, чтобы уйти от моноцентризма, необходимо в первую очередь менять нормы и правила застройки, чтобы проекты КОТ давали своим жителям полный спектр необходимой инфраструктуры. «На текущий момент, нормы строго регламентируют только социалку. Остальное по остаточном принципу. Но это очень сложный процесс, потому что текущую структуру города изменить невозможно, как невозможно изменить и привычки», — говорит господин Трушин. Так, центральные районы до сих пор являются самыми обеспеченными с точки зрения офисов, а подавляющее большинство трудоспособного населения так или иначе работает в этих офисах, что создает высокую маятниковую миграцию внутри суток. «В итоге, на мой взгляд, уйти от моноцентризма в Петербурге практически невозможно, но городскую структуру можно и нужно «разбавлять», создавая полноценные и качественные пространства в рамках проектов КОТ», — уверен Валерий Трушин.
Также собеседники издания не отрицают, что для ухода от моноцентризма необходим интерес властей к реализации подобных мегапроектов. Причем, речь идет не столько о политической воле, сколько о применении механизма государственно-частного партнерства при реализации подобных мегапроектов. Вместе с тем, из-за сложности управления ими, а также непрогнозируемости сроков и результатов, власти не стремятся выделять на мегапроекты государственные средства.

Единичные примеры
Полноценного примера создания субцентра в Санкт-Петербурге, по мнению господина Трушина, нет. «Здесь девелоперов можно понять: сложно нагружать проект коммерческой инфраструктурой, когда очевидно, что спрос будет недостаточен, люди продолжают работать в центре и эту ситуацию не поменять тем, что просто построить в рамках какого-нибудь проекта КОТ офисный центр», — продолжает он. Андрей Косарев соглашается с коллегой, приводя в пример возможную локацию для реализации подобной концепции. «Намывные территории Васильевского острова, с учётом ЗСД, планирующейся ветки метро как нельзя лучше подходят под эту цель, но пока он так и остается исключительно жилым районом — за исключением порта», — объясняет он.

Вместе с тем, собеседники издания не отрицают, что определенные попытки децентрализации все же происходят. «Петербург, а ранее Ленинград, достаточно долгое время развивается именно в направлении «смягчения центричности». Это касается размещения вузов, НИИ, крупных объектов культурно-досуговой, спортивной и выставочной инфраструктуры, в последние десятилетия также и объектов офисной недвижимости», — считает Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга петербургского офиса NF Group (ex. Knight Frank St. Petersburg). По его мнению, наиболее радикальная попытка была предпринята в 1930-х, когда было начато масштабное строительства нового центра города в Московском районе, однако этот проект большей частью не был реализован.
Эксперт отмечает, что в последние годы наиболее значимые шаги по развитию полицентричности города стало открытие крупнейшего конгрессно-выставочного комплекса города «Экспофорум», который занял место располагавшегося почти в историческом центре Ленэкспо, создание крупнейшего делового комплекса «Лахта Центр» на северо-западе города, планы по созданию пригородных кампусов для крупнейших вузов города (СПбГУ и ИТМО). «В настоящее время можно выделить три новых зоны вне центральных районов, сочетающих значительный объем деловой, культурно-досуговой, спортивной и т.п. недвижимости, а также и значимые объекты транспортной инфраструктуры (реализованные и реализуемые): «южный» – вдоль Московского проспекта и Пулковского шоссе, «северо-западный» – вдоль Приморского проспекта, «восточный» — вокруг Заневского проспекта», — продолжает господин Кокорев. Так, в «южном» размещаются деловые районы Пулково III, в районе пл. Конституции и ст. м. «Электросила» и «Московские ворота», «Экспофорум», «СКА-Арена» (до того СКК), аэропорт «Пулково». «Московский район опережает Центральный по количеству новых объектов, введенных за последние годы.
Таким образом, офисная децентрализация шла естественным образом, и благодаря «Газпрому» Московский район в последние годы активно пополнялся новыми объектами», — говорит Андрей Косарев.
В «северо-западном» – «Лахта Центр», «Тинькофф Арена», крупнейший аквапарк города, а также эта зона связана со спортивным кластером западной части Крестовского острова («Газпром Арена» и другие объекты). «По мере того, как «Газпром» переедет в «Лахта Центр», территория вокруг него получит импульс дальнейшего развития в сторону бизнес-функции», — делится мнением господин Косарев.

Столица опережает
«Восточный» район включает в себя деловые кластеры у станций метро «Ладожская» и «Новочеркасская», Ладожский вокзал, спортивно-концертный комплекс Ледовый дворец. С точки зрения транспорта отмеченная схема поддерживается как новыми станциями метро («Зенит», «Беговая»), так и скоростными автомагистралями ЗСД и М-11, строящимся ШМСД/ВСД, первой веткой скоростного пригородного трамвая на юге города.
В Москве, в отличие от Петербурга, больше примеров создания мест приложения труда в различных удалённых районах города. «В столице России есть определённые требования по смене ВРИ, и для тех функций, благодаря которым создаются новые рабочие места, смена ВРИ происходит проще», — объясняет господин Косарев. Так, например, в Москве существует программа стимулирования создания мест приложения труда, в рамках которой город предоставляет застройщикам, реализующим коммерческие и социальные объекты за пределами ТТК и МКАД, различные льготы по плате за изменение вида разрешенного использования участков. Программу запустили в 2020 году для привлечения бизнеса к возведению объектов вне центра города. «В итоге город получает новые рабочие места, а инвестор – доход от реализации как жилья, так и нового бизнес-объекта», — говорит эксперт.

Марина Ковалева.

Поделиться с друзьями