Цитата: Современный покупатель не ищет квадратные метры, сегодня покупают ценности и настроение, образ и стиль жизни.

Застройщики торопятся

03.08.2022 в 19:18 | время чтения: 2 мин.

В сегодняшних экономических условиях – при росте себестоимости строительства, экономической неопределенности, падения спроса, застройщики стремятся побыстрее завершить начатые проекты: по итогам июля 2022 года в Петербурге сдано в эксплуатацию примерно две трети запланированного объема жилья, в Ленинградской области – более 80%.

Несколько лет назад досрочно сдавались единичные объекты, но в последнее время количество таких объектов подросло. Жилые дома сдаются на 1-6 месяцев раньше срока.
Согласно плановым показателям, в Петербурге до конца 2022 года необходимо ввести 3,415 млн кв. м. По состоянию на 1 августа введено 2,153 млн. В том числе в июле — 144,6 тыс. кв. м. Лидерами ввода стали Выборгский и Красносельский районы.
Относительно прошлого года Петербург идет с опережением темпов ввода. По данным портала ЕРЗ, по итогам полугодия город занял пятое место среди российских регионов.
Ленобласть в это время занимала четвертое место. Хотя в июле в эксплуатацию сдано всего 30 тыс. кв. м жилья (данные по вводу ИЖС уточняются), объем сдачи с начала года – почти такой же, как в Петербурге – 2,157 млн кв. м, а план меньше – 2,6 млн кв. м. Больше всего жилья вводится во Всеволожском, Ломоносовском и Гатчинском районах – ближних к Петербургу.
Сегодня застройщики сдают новые дома, строительство которых начато 2-2,5 года назад, в том числе в период пандемии. Но при росте себестоимости строительства и удорожании экономики проекта это нормальный процесс: в сегодняшних условиях застройщики не могут просчитать ситуацию. Поэтому самый разумный выход – не начинать строительство, если не уверен в своих силах, или поскорее завершить проект, если он уже начат.
Ольга Трошева, руководитель КЦ «Петербургская недвижимость», указывает еще на желание застройщиков сохранить наработанную годами репутацию: в этом случае лучше сдать объект досрочно, чем задержать ввод.
По мнению Светланы Аршинниковой, заместителя генерального директора по маркетингу ООО «Сотэкс», одна из причин больших объемов ввода – отложенное предложение. Безусловно, не все застройщики руководствовались этим соображением, добавила она.
Объем ввода, рассуждает Трошева, не влияет на рыночную ситуацию. В структуре спроса доля квартир в сданных домах – 10-15%. Скорее, он отражает ситуацию на рынке, существовавшую два-три года назад.
«Для рынка большой объем ввода хорош, если рынок стабилен, когда понимаешь, какой будет спрос, цены. Но при падении спроса большой объем ввода – не лучший вариант», — полагает Аршинникова.
Экспертов больше волнует вопрос: что будет дальше? Если вывод на рынок новых проектов весной несколько замедлился, и до сих пор некоторые застройщики не решились выйти на площадку, будут ли объемы ввода через полтора-два года такими же успешными? Вот в чем вопрос.

Елена Зубова

Поделиться с друзьями