Цитата: Современный покупатель не ищет квадратные метры, сегодня покупают ценности и настроение, образ и стиль жизни.

Нового вокзала не будет, но причалы реконструируют

Время чтения: 6 мин.

Администрация Санкт-Петербурга собирается реконструировать причалы снесенного еще в 2012 году Речного вокзала на проспекте Обуховской обороны. Строить новый вокзал не планируется, а для приема судов отремонтируют причальные стенки, рассказал чиновник из экономического блока правительства Петербурга. Ранее претендовавшая на причалы компания «Анхель» заключила мировое соглашение с комитетом имущественных отношений Петербурга.

Ленинградский Речной вокзал был построен еще в 1974 году. Он включал причалы, пассажирский терминал и 14-этажную гостиницу «Речная». Союз архитекторов Санкт-Петербурга в 2009 г. обращался к властям с просьбой предоставить комплексу Речного вокзала статус памятника, но этого не было сделано. В 2012 г. компания «Мегалит», в собственности которой находился земельный участок, снесла здания Речного вокзала и построила на их месте 24-этажный жилой комплекс «Дом-мегалит на Неве». Три причала остались в федеральной собственности и периодически продолжают принимать речные круизные суда.

Территория, которую петербуржцы привыкли называть «Речным вокзалом», сегодня представляет собой вытянутую на 600 метров вдоль Невы асфальтированную площадку метров 20-30 шириной и площадью около 1,6 га. Она находится в зоне максимального приближения проспекта Обуховской Обороны к воде. Между пространством Речного вокзала и проспектом — аккуратно подстриженный газон с наклоном в 45 градусов от проезжей части к берегу и расположенные на нем три однотипных здания. Здания видны со стороны Невы, со стороны проспекта Обуховской Обороны они выглядят как асфальтированные смотровые площадки, хотя на самом деле это их крыши.

Пока что здесь разруха и ужас запустения

Нынешние заброшенные причалы представляют неприятное «лицо» города.

Сегодня тысячи российских и иностранных туристов приезжают на место, откуда отправляются круизные речные пароходы, и они приходят в ужас.

После экскурсий по парадному Петербургу, роскоши и блеска центральных проспектов, разница поражает воображение. Причал, где одновременно могут швартоваться десятки лайнеров, — в крайнем запустении. Члены петербургского Союза архитекторов предлагали наделить комплекс зданий статусом памятника архитектуры, но затея не увенчалась успехом. 

«Странно видеть речной порт в такой разрухе, — разводит руками австриец Клаус Штайнер, отправляющийся в круиз на Соловки. — Конечно, Петербург — морская столица России. Но и речное пароходство здесь должно быть развито, ведь город стоит на великой русской реке — Неве. Гид предупредила нас, что на причале делать нечего, и попросила сразу из автобуса идти на борт теплохода». 

Ежедневно с мая по октябрь к причальной стенке швартуются от одного до шести круизных судов. Тысячи пассажиров видят только гигантские новостройки, со всех сторон обступившие пристань. 

«Инфраструктура, оставшаяся от речного вокзала, не используется, а она причалу необходима, — говорит шкипер Иван Медведев. — Подземный переход законсервирован, магазины пытались сдавать в аренду — не пошло. Мы работаем как автобусная остановка: туристов подвозят, они садятся в суда и отчаливают. К тому же речное пароходство неуклонно приходит в упадок — на ходу осталось не так уж много судов. Для того, чтобы развивать причалы, нужны деньги на реконструкцию, нужны современные магазины, кафе, торговый центр, благоустройство».

Судебные тяжбы с переменным успехом

Оператором причалов с 2014 по 2019 годы выступала компания «Анхель» из Ярославской области.

Компания подавала документы на приватизацию причалов, ссылаясь на федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности». В 2019 году Росимущество передало причалы городу. «Анхель» оспорил это решение в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти, настаивая на приватизации причалов, но в 2020 году получила отказ. В марте 2021 г. компания выиграла апелляцию — суд обязал комитет имущественных отношений (КИО) в двухмесячный срок направить заявителю проект договора купли-продажи. Комитет подал кассационную жалобу, однако 30 июня представитель «Анхеля» попросил отложить заседание для урегулирования спора мирным путем, и уже 25 августа суд утвердил мировое соглашение. «Анхель» отказался от своих требований.

Как рассказали в комитете, мировому соглашению предшествовало обращение комитета по транспорту в июне 2021 г. в управление Федеральной налоговой службы России по Ярославской области с просьбой проверить, как «Анхель» соблюдает налоговое законодательство. Компания получала налоговые льготы согласно 149 статье Налогового кодекса, предусмотренные для обслуживания судов в период их стоянки в портах. В суде «Анхель» доказывал, что сделка между Росимуществом и городом по передаче объекта «Санкт-Петербургский речной порт» не имеет законной силы, поскольку причалы без здания речного вокзала не могут считаться портом. «Если причалы не являются портом значит, «Анхель» неправомерно получал льготы», – заключили юристы.

Причалы бывшего Речного вокзала по-прежнему принимают суда

Сейчас причалы находятся в оперативном управлении у Агентства внешнего транспорта, подведомственного Смольному.

В 2020 году на этих причалах обслужили 30 судозаходов, потратив на это 1,6 млн руб. и выручив 2,2 млн руб., сообщили в пресс-службе комитета по транспорту. В 2021 году, по состоянию на 1 сентября, к причалам Речного вокзала швартовались 98 круизных судов. Когда объект находился в аренде у «Анхеля», город ежегодно получал за это порядка 17 млн рублей. После передачи в ведение Агентства внешнего транспорта причалы на пр. Обуховской Обороны оказались не готовы к приёму судов. Там не были обеспечены заправка судов питьевой водой, приём фекально-сточных вод и мусора. Круизные компании были вынуждены сменить место стоянки на другие причалы.

В следующем году причалы должны пройти техническое освидетельствование. Сейчас чиновники ищут источник финансирования: либо это будут средства из бюджета Петербурга, либо будет использован механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Сумма затрат станет ясна после выяснения состояния причалов, но это «больше, чем десятки миллионов рублей, – с советских времен там ремонт не проводили», – объяснили чиновники.

Если комитету по транспорту согласуют бюджетное финансирование на реконструкцию причалов, то планируется завершить работы в 2024 г. В случае утверждения концепции государственно-частного партнерства процесс восстановления может растянуться на четыре года или дольше, полагают эксперты.

Здешние причалы очень хороши для швартовки

Потому как здесь есть необходимая инфраструктура.

Сейчас речные круизные суда в Петербурге принимают по трем адресам. Кроме Речного вокзала это Уткина Заводь (Октябрьская набережная, 31) и причал Соляной (Октябрьская набережная, 29а). Причалов в Петербурге до пандемии не хватало, рассказал представитель одной из судоходных компаний: «В пик сезона на Уткиной Заводи приходилось параллельно швартовать четыре борта».

«Причалы Речного вокзала очень хороши для швартовки: рядом станция метро «Пролетарская», есть стоянка для автобусов и не надо дожидаться развода мостов.

Все суда с иностранными туристами стремились остановиться именно там», – рассказали нам в судоходной компании. Там считают, что для нормальной работы этих причалов достаточно имеющейся инфраструктуры: билетных касс, возможности бункеровки судов водой и приема сточных вод.

Этого мало для реализации проекта государственно-частного партнерства, полагают эксперты. Чтобы проект был рентабельным, он должен включать создание кафе, торговых центров и, возможно, гостиницы. Иначе бизнесу он будет неинтересен. Руководитель агентства «Портньюс» Виталий Чернов говорит, что в качестве речного вокзала можно использовать дебаркадер, где разместить кафе, магазины и другие коммерческие объекты.

«Нужны большие вложения, чтобы привести здесь всё в порядок, — сказал президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Владимир Родионов. — Конструкции сегодня не позволяют современным пассажирским судам швартоваться. Нужно укреплять причалы. Последние годы они никак не обновлялись, плюс серьёзно изменились требования по транспортной безопасности».

По данным АВТ, наиболее существенными дефектами на причалах Речного вокзала является повсеместное переуглубление дна, ненормативные зазоры между сваями лицевой стенки причалов и вызванные этим провалы покрытия причала, отсутствие отбойных устройств. В ведомстве сообщали, что планируют разработать проектно-сметную документацию для определения оптимальной технологии проведения наиболее сложных технических работ и определения объёма затрат. Но конкретные сроки еще не озвучивались.

РАЗ

Поделиться с друзьями