Цитата: Современный покупатель не ищет квадратные метры, сегодня покупают ценности и настроение, образ и стиль жизни.

Транспортно–пересадочные узлы в Петербурге: перспективы

Время чтения: 5 мин.

В Петербурге планируют создать транспортно–пересадочные узлы (ТПУ). Их главная задача — обеспечить пассажирам удобную пересадку с одного вида транспорта на другой. ТПУ, в первую очередь, выполняют инфраструктурную функцию. Такой способ позволяет избежать перегрузки  основных транспортных узлов в мегаполисах, распределить транспортные и пассажирские потоки равномерно.

Сегодня инфраструктурная функция перестает быть единственной для ТПУ. Транспортные узлы становятся центрами притяжения, новыми точками деловой и общественной активности. Как показывает мировая практика, именно на объектах ТПУ создается транспортный каркас на удаленных городских территориях.

Становясь локальными центрами притяжения, ТПУ позволяют не только совершать покупки, получать мелкие бытовые услуги по пути домой, но и обеспечивают рабочими местами жителей ближайших районов.

Сергей Хромов, генеральный директор ООО «Город–спутник Южный», уверен, что оптимально реализовывать ТПУ в Петербурге в таком виде: транспортный узел должен стать крупным многофункциональным комплексом, который будет совмещен с коммерческой и развлекательной недвижимостью. Таким образом можно повысить капитализацию земли вокруг транспортного узла и недвижимости рядом с ним. ТПУ должен функционировать как инфраструктурный и культурно–коммерческий центр.

Аналогичным образом видит перспективы ТПУ в Петербурге и Дмитрий Михалёв, руководитель службы по работе с госорганами «СПб Реновации». Для того, чтобы оптимизировать поток пассажиров, достаточно просто организовать перехватывающую парковку. А чтобы создать полноценные многоуровневые ТПУ, на территории которых происходит пересадка пассажиров с метро, поездов, наземного общественного транспорта, необходимо будет включить в их состав торговые и коммерческие помещения.

Отметим, что в Москве ТПУ уже существуют и пользуются большим спросом. Там их постройкой занимается ГК “Пионер”. Транспортно–пересадочные узлы в столице произвели в том числе и ощутимый экономический эффект. Здесь собираются большие массы людей, которые обеспечивают построенным рядом комплексам высокую проходимость. А кроме этого, на территориях ТПУ появляются новые рабочие места.

ТПУ Санкт-Петербурга находятся еще только на стадии проектов, но эксперты считают, что они уже давно необходимы городу. Летом текущего года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ–2021) было заявлено о создании 61 транспортно–пересадочного узла. Общая стоимость их постройки составит 186 млрд рублей в рамках реализации государственной программы «Развитие транспортной системы Санкт–Петербурга». ТПУ будут расположены вблизи существующих и перспективных станций метрополитена. Проект развивает строительная компания «Мегалайн». Приоритетными называют ТПУ у станций «Старая Деревня», «Гражданский проспект», «Улица Дыбенко» и «Проспект Большевиков».

Основная особенность проекта заключается в том, что он предусматривает комфортный переход для пассажиров между несколькими точками транспортной инфраструктуры: железнодорожная станция, станция метро, трамвайные остановки, в том числе и со стороны железнодорожной платформы, автобусные остановки.

Кроме того, реализация проекта по возведению ТПУ позволит развить депрессивные на сегодняшний день зоны. Такими сейчас являются территории, прилегающие к станциям метро. Ситуацию должны исправить объекты, которые станут сопутствующими для базовых объектов ТПУ. Это будут ультрасовременные объекты коммерческого, рекреационного и делового назначения, которые привлекут платежеспособное население и повысят общий экономический индекс территории.

Есть и свои сложности в возведении ТПУ на территории Петербурга. Одна из них  — градостроительные нормы, которые необходимо адаптировать под новую реальность. 

 Другая сложность — юридические вопросы, которые не позволяют масштабировать объекты ТПУ так, как это сейчас происходит в Москве, хотя в Петербурге также есть локации, подходящие для создания ТПУ.  Чтобы работа проходила продуктивно, необходимо разработать механизмы участия и финансирования таких проектов и для инвестора, и для города, и для ОАО “РЖД”, поскольку оно является собственником имущества на железнодорожных станциях, считает Дмитрий Ефремов, начальник управления продуктового менеджмента и маркетинговых исследований компании «Главстрой Санкт–Петербург».

Учитывая разные участки и их возможности по размещению новых объектов, коммерческое наполнение для каждого ТПУ необходимо разрабатывать индивидуально. Основу коммерческих площадей должны составлять объекты торговли и услуг, а офисы при этом обычно расположены на верхних этажах. А вот функциональный состав, формат и класс объектов могут существенно различаться в каждом конкретном ТПУ. Окупить создание объектов ТПУ можно за счёт коммерческих функций, поскольку сам ТПУ — затратный в реализации объект, а некоторые площади внутри него нельзя назвать заведомо доходными. Поэтому коммерческие помещения занимают значительную часть создаваемого транспортного узла.

Санкт-Петербург — динамично развивающийся мегаполис, поэтому для него очень важна политика повышения комфорта и безопасности использования общественного транспорта. Отработанный механизм реализации транспортно–пересадочных узлов позволит обеспечить ими как минимум все объекты метрополитена и основные железнодорожные станции, уверен генеральный директор ООО «Мегалайн» Геннадий Корупятник.

Транспортно-пересадочные узлы, в зависимости от своего месторасположения, будут привлекать самых разных инвесторов. ТПУ центральных районов Санкт-Петербурга станут новыми точками общественно–деловой активности, а в более удаленных от центра районах обеспечат необходимую инфраструктуру для окружающих жилый комплексов.

В Москве ТПУ активно застраиваются вблизи крупных жилых комплексов. Если расстояние от ТПУ до жилых домов составляет более одного километра, то его наличие воспринимается покупателями как преимущество проекта, а стоимость квартир в этих жилых комплексах иногда вырастает на 10%.

Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg, считает, что транспортно–пересадочные узлы различным образом влияют на стоимости недвижимости около них. могут по–разному влиять на стоимость близлежащей недвижимости. Так, цены могут вырасти, поскольку появление современного объекта недвижимости может повысить имидж локации и уровень обеспеченности инфраструктурой. Но при этом ТПУ могут повышать конкуренцию в сфера торговли и оказания услуг, а также офисов и гостиниц, что может привести к падению спроса и ставок в существующих объектах.

Кроме реализации общей схемы развития маршрутных сообщений города и региона, Петербург также планируют связать с Ленинградской областью сетью транспортно-пересадочных узлов на базе пригородных железнодорожных станций. Так, железнодорожные станции превратят в ТПУ с минимальными затратами. Пилотным проектом станет модернизация платформы Ивановская в Отрадном. С помощью предложенной концепции, которая будет дополнять основную схему постройки ТПУ, можно будет снизить автомобильный трафик на региональных дорогах.

Концепцию сети транспортно-пересадочных узлов на базе железнодорожных станций в Ленинградской области будут создавать проектировщики, которые уже работали над проектами пересадочных узлов в Петербурге и пригороде.

В этом масштабном проекте были определены одиннадцать объектов, которые застроят в первую очередь: ТПУ «Пулково», «Сенная площадь», «Балтийская», «Купчино», «Южное», «Рыбацкое», «Площадь Ленина», «Удельная», «Парнас», «Балтийская жемчужина» и «Путиловская». Завершение строительства всех этих узлов намечено на 2030 год. 

РЕФ

Поделиться с друзьями