Цитата: Современный покупатель не ищет квадратные метры, сегодня покупают ценности и настроение, образ и стиль жизни.

Битва вокзала со складами только начинается

Время чтения: 6 мин.

Власти Санкт-Петербурга готовятся вынести на Совет по наследию вопрос о сносе складов на Лиговском проспекте для строительства вокзала Высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ). Такой масштабной квартальной зачистки исторической застройки в Петербурге не было со времён Матвиенко.

Речь идёт об обширной территории на Лиговском 50, между Лиговским проспектом и железнодорожными путями, застроенной малоэтажными дореволюционными зданиями — складами Кокоревых. В РЖД настаивают на возведении вокзала именно на этом месте, хотя ранее рассматривался вариант его строительства с другой стороны от путей.

Сейчас формально снос невозможен, поскольку территория попадает в зону регулирования застройки. Поэтому на совет выносят поправку в закон «О границах объединённых зон охраны…», разрешающую снос практически всех исторических зданий в квартале. Просят по максимуму, чтобы было удобнее работать, но разбирать всё, скорее всего, не будут. При этом ещё недавно обсуждался вариант сноса лишь части зданий комплекса, которые совершенно точно мешают реализации железнодорожного проекта. Предполагалось, что адресный список для демонтажа пропишут в 820–м законе.

«Любые действия, связанные с изменением территории, обязаны проходить согласования — и будут проходить. То есть никто не снесёт махом ничего. Только вместе с общественностью и проектировщиками будет решаться, как лучше. Совет по наследию — один из этапов», — прокомментировали в транспортном блоке Смольного.

Совет высказался «против»

Первоначальная задумка строительства вокзала на месте складов была представлена на совещании в КГИОП в конце прошлого года. Изучив презентации, в феврале нынешнего года комитет предложил РЖД поработать над материалами ещё — «в том числе в целях решения вопросов транспортной и пешеходной доступности».

Новые материалы поступили в комитет недавно. Историко–культурное обоснование успело подготовить ООО «Кант» Игоря Пасечника. В этом исследовании делается упор на однообразии застройки складов, а также отмечается, что часть их является поздними пристройками. «Существенное изменение исторической застройки требует экспертной оценки Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга, после получения мнения которого может быть рассмотрен вопрос о возможности внесения изменений в Закон Санкт–Петербурга № 820–7 “О границах объединённых зон охраны объектов культурного наследия…”», — прокомментировали в КГИОП.

В последнее время комитет созывает такие советы только в экстренных случаях, когда речь заходит об очень серьезных изменениях в городской инфраструктуре. К примеру, прошлое заседание было посвящено проекту Минобороны по реновации фортов Кронштадта и созданию в этом городе патриотического парка.

В конце ноября вопрос сноса исторического квартала вынесли на обсуждение Совета по сохранению культурного наследия при правительстве города, где градозащитники однозначно высказались против. Они уверены, что такая масштабная ликвидация исторических зданий, которую сейчас предполагает проект ВСМ, недопустима.

«Раньше эти корпуса были выявленными объектами культурного наследия, а потом их поснимали с охраны, — говориткоординатор движения «Живой Город» Дмитрий Литвинов. — Это было давно, и тогда ещё проекты таких решений не публиковались, но думаю, что это уже делалось под ВСМ. Территория складов практически создана для лофт–проектов. По архитектуре не уступающая Апраксину двору. И, конечно, это место надо сохранять. Даже если сейчас нет возможности заниматься созданием здесь общественного пространства, надо тогда оставить эти склады до лучших времён, в том виде как есть. Пока здания не являются памятниками архитектуры, внутриквартальная застройка находится под угрозой, независимо от того, будет ли реализовываться ВСМ. Их могут разрушить под какой–нибудь другой проект. Ведь у нас сейчас выдаются разрешения на снос внутриквартальных зданий сходу, признавая их аварийными. И любой инвестор, который выкупит эти склады, будет думать о строительстве на их месте очередных муравейников. Поэтому мы давно говорим о том, что надо либо ужесточать контроль за подготовкой экспертиз на необратимую аварийность зданий, либо на ценную внутриквартальную застройку распространять те же требования, что и на лицевой фронт. То есть требовать её воссоздания в случае сноса по причине аварийности».

Магистраль на подходе, а Питер к ней не готов

Растущие объемы пригородных пассажирских перевозок, как и грузооборота, заставляют искать пути развития Петербургского железнодорожного узла.

На июльских парламентских слушаниях в Совете Федерации обсудили, как этому может способствовать строительство высокоскоростной магистрали, в частности, на входе в Северную столицу. В перспективе планируется разделить грузовое и пассажирское движение, вынести грузы и транзит из центра города. Высокоскоростной магистрали в этом отводится серьезная роль. Но, чтобы встроить ее в существующую инфраструктуру, нужны новые решения, которые пока прорабатываются. Потоки грузов будут расти, и их надо выносить с городской территории.

В РЖД согласны, что есть ряд затруднений, которые нужно решить в процессе — от документальных вопросов и поиска кадров до решения судьбы исторических объектов на Лиговском проспекте, где ориентировочно вырастет новый узел для прибывающих поездов магистрали.

«Скоростные поезда будут прибывать сбоку от Московского вокзала, на территорию Кокоревских складов, — говорит замглавы РЖД Олег Тони. — Сейчас мы обсуждаем с городом оптимальные варианты проекта сохранения исторической среды». Губернатор Петербурга Александр Беглов ранее обращал внимание на расшивку Московского вокзала — городу важно, чтобы заходящие в город новые пути не перекрывали существующие и не мешали пригородным поездам.

А кто собственник?

В Смольном согласны, что ради такого крупного проекта закон можно изменить, но спор пошёл о деталях, что именно отдать под снос. К тому же надо четко выяснить, кто на сегодняшний день является собственником зданий и земли под ними.

Помещения в складах оформлены как самостоятельные объекты недвижимости, при этом информация об их владельцах в подавляющем большинстве случаев отсутствует в ЕГРН. Это говорит о том, что сделки по ним проводились много лет назад. Организационно корпуса объединены в несколько бизнес–центров, самый крупный управляется компанией, которая называет себя «Лиговский, 50». Судя по данным сайта УК и системы «Контур.Фокус», это ООО «Селена», за которым стоит экс–гендиректор обанкротившейся рыбоперерабатывающей компании «Балтийский берег» Михаил Бобров. По данным ЕГРН, Боброву наполовину принадлежит участок под одним из складов в центре квартала. При этом договоры аренды потенциальным арендаторам как минимум по части помещений, управляемых этой компанией, предлагают заключать с ИП Давид Шенгелия. Он же фигурирует в договорах и другой управляющей компании, Estate Alliance Group (три корпуса, организационно объединённых в БЦ «Атлант»).

Без нервотрепки не получится

И в Смольном, и в РЖД понимают, что снести целый квартал исторической застройки без скандала не получится. Тем более что это — не огороженная забором промышленная территория, а общедоступное место, среди арендаторов которого много представителей креативного кластера.

Масштабная зачистка встанет в один ряд со сносом квартала Шкапина — Розенштейна. К тому же многие петербуржцы помнят предыдущую попытку построить вокзал ВСМ рядом с Московским вокзалом, которая закончилась многолетним котлованом, называвшимся просто «ямой», и выросшим на его месте в итоге ТЦ «Галерея». Оба случая стоили Смольному серьёзных испытаний на прочность.

Сегодня многое будет зависеть от воли владельцев складов к сопротивлению и от того, насколько щедрые отступные им предложат. Сейчас бизнес–центры находятся в хорошем состоянии, они почти полностью заполнены, и за копейки их никто добровольно не отдаст.

Пока суд да дело, подготовка к стройке идёт своим чередом. Практика показывает, что проекты, требующие долгой проработки, помноженной на общественное сопротивление, двигаются очень медленно. Тем более если верны слухи о грядущей смене руководства КГИОП. За это время деньгам, которые на них предназначались, находят лучшее применение. В общем, не исключено, что склады ещё всех перестоят.

РАЗ

Поделиться с друзьями