Цитата: Современный покупатель не ищет квадратные метры, сегодня покупают ценности и настроение, образ и стиль жизни.

Петербург ударными темпами возводит «социалку»

12.10.2021 в 15:04 | время чтения: 6 мин.

По адресной инвестиционной программе Северная столица получит в городскую собственность в 2021 году 79 социальных объектов.

По словам главы комитета по экономической политике администрации Санкт-Петербурга Валерий Москаленко, 17 из этих объектов будут переданы городу на безвозмездной основе, 20 объектов будут выкуплены, 42 — будут построены по госконтракту.

Больше всего в этом перечне значится детских садов — 27, медучреждений — 17 и школ — 11. Также планируется ввод семи дорог, семи объектов ЖКХ, три объекта культуры, два центра реабилитации, два объекта транспорта, один жилой дом, общежитие и дом молодёжи. В работе находится ещё 282 объекта, 149 из них проектируются, 69 — строятся, 64 — ожидают завершения проектирования.

Дефицит социальных объектов остаётся одной из главных проблем для Смольного

Во многих районах горожане сегодня все еще сталкиваются с проблемами при устройстве ребёнка в школу.

Сокращение дефицита социальных объектов продолжает оставаться одной из ключевых задач Смольного. Их строят за счёт бюджета, требуют с застройщиков, а недавно заявили о концессионном проекте. «Мы поставили задачу, чтобы в первых классах школ было не больше 25 человек», — заявлял губернатор Александр Беглов еще в конце 2019 года, через несколько месяцев после выборов, посещая школу № 450 в Зеленогорске.

Его слова были встречены родителями школьников со скепсисом: сейчас в первые классы набирают от 30 детей, причём 30 учеников — это удачный, но достаточно редкий случай. Не редки случаи работы 2 и 3 смен. Во многих районах дефицит образовательных учреждений так велик, что устроить ребенка в школу в общем порядке рядом с домом не представляется возможным.

На тот момент строительство школ и садиков уже во многом переложили на плечи застройщиков, реализующих жилые проекты. А про бюджетную адресную инвестиционную программу вспоминали в основном в негативном ключе, обсуждая очередное расторжение контракта или срыв сроков. Несмотря на определённые позитивные изменения последних полутора лет, разговоры о 25 учениках в младших классах до сих пор выглядят оторванными от реальности.

Весной этого года Смольный сообщил, что текущий дефицит социальной инфраструктуры составляет 84 детских сада, 50 школ и 25 объектов здравоохранения. В общей сложности — 159 адресов на 112,9 млрд рублей. Из них обязательствами инвесторов и бюджета пока закрыты лишь 115 на 86,3 млрд рублей. Ещё для 44 требуется финансирование в размере 26,6 млрд рублей.

В приоритете – детские сады и школы

В плане строительства на ближайшие годы на первом месте – социальные объекты.

На рабочем совещании в рамках «нулевых чтений» глава комитета по экономической политике и стратегическому планированию (КЭПиСП) Валерий Москаленко рассказал, какие расходы планируются по проекту адресной инвестиционной программы (АИП) на ближайшие три года. Всего на будущий год расходы составят 127,8 млрд рублей. Как уточнил Москаленко, 124,5 млрд рублей из этой суммы составляют средства городского бюджета и 3,3 млрд рублей из федерального бюджета.

В структуре расходов заметно доминирует социальная инфраструктура: 42% (53,7 млрд рублей) от общих трат на 2022 год. На дорожную инфраструктуру приходится 47 млрд (36,8%), ЖКХ — 15,2 млрд (11,9%).

Всего в работе в рамках АИП почти 300 объектов (291), 50 объектов планируют ввести в следующем году. В их числе: 16 детских садов, 8 школ, 14 объектов здравоохранения, 3 объекта коммунального хозяйства, 4 объекта спорта и по одному ещё по пяти направлениям.К 1 сентября в этом году открыли восемь новых школ и колледжей. Шесть из них построены в рамках АИП, ещё две — за счёт застройщиков.

Суммы на «социалку» закладываются серьезные

В 2021 году в Петербурге планируется построить 55 социальных объектов.

Из них по адресной инвестиционной программе (АИП) 30: 6 детских садов, 7 школ, 1 объект культуры, 9 — здравоохранения, 2 — коммунального хозяйства, 1 молодёжный центр и пр.

В 2021 году на АИП заложено 82 млрд рублей в городском бюджете, ещё 4 млрд — федеральное финансирование. Из них около 24 млрд рублей расписаны на комитет по строительству, который и отвечает за городские проекты общеобразовательных (на них приходится около 7 млрд), дошкольных (2 млрд) учреждений, объектов культуры (1 млрд), здравоохранения (8 млрд) и пр. По данным Госстройнадзора, за первое полугодие были выданы разрешения на строительство 35 объектов, это больше, чем в прошлые годы. Так, за аналогичный период 2020–го было 17 разрешений, 2019–го — 21, 2018–го — 21, 2017–го — 11.

Параллельно выдано 15 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов социальной и транспортной инфраструктуры. Больше всего детских садов, больниц и дорог построено в Красносельском районе, по нулям — в Курортном, Выборгском, Центральном, Невском, Фрунзенском, Петродворцовом, Адмиралтейском и Василеостровском районах и Кронштадте.

Несмотря на ковид, дефицит бюджета и рост стоимости стройматериалов, власти продолжают наращивать строительство социальных объектов. Сейчас, к примеру, ищут подрядчика для двух школ общей стоимостью около 3,7 млрд рублей.

С девелоперами дело идет быстрее

Практика обязательств по строительству социальной инфраструктуры за девелоперами сохраняется.

Из запланированных к вводу в текущем году 55 социальных строек 25 возведут по заключённым соглашениям с инвесторами. Это 18 детских садов, 4 школы, 2 совмещённых объекта образования и 1 — здравоохранения.Практика требовать с девелоперов «социалку» возникла при прошлой администрации города и успешно применяется до сих пор. По зданиям, возводимым силами застройщиков, возможны два варианта: город выкупит их или заберёт бесплатно. Решение зависит от первоначальных договорённостей, которые заключаются в индивидуальном порядке и зависят от площади жилого комплекса, различных взятых обязательств компаний по другим направлениям и заслуг перед городом. При этом в топе — достройка долгостроев.

Сейчас, правда, порядок обещают изменить. Унифицировать подходы по распределению нагрузки, сделав их едиными и прозрачными, должна градостроительная комиссия, заработавшая при Смольном в этом году. Эту идею участники рынка относят к хорошим новостям. Плохая для них состоит в позиции властей, по которой все новые проекты должны быть полностью обеспечены необходимой инфраструктурой за счёт средств застройщика.

Смольный, тем не менее, продолжит выкупать недвижимость, чтобы быстрее нагнать упущенное. Так, в АИП на 2021 год на эти цели заложено более 8 млрд рублей (без учёта приобретения квартир), на 2022–й — 9,79 млрд, на 2023–й — 0,92 млрд рублей.

Бума концессий пока не получается

В конце июня рынку был представлен ещё один вариант: строительство «социалки» по схеме государственно–частного партнёрства.

Речь идёт о строительстве школы на Кантемировской улице группой компаний «ПИК». Как пояснили в комитете по инвестициям, пока что подписано соглашение о намерениях, концессия будет заключена по общей процедуре. Она предусматривает публикацию частной концессионной инициативы инвестора, ожидание возможных заявок конкурентов в течение 45 дней, а затем либо подписание соглашения, при отсутствии других предложений, либо проведение конкурса.

В планах «ПИК» — реконструкция существующего здания школы постройки 60–х годов прошлого века с возведением дополнительного корпуса. В ней появятся бассейн, зал–трансформер для физкультуры, а также двухъярусная библиотека–коворкинг. Вице-президент, руководитель дирекции по Петербургу и Ленинградской области «ПИК» Сергей Мамошин назвал государственно–частное партнёрство (ГЧП) перспективной формой сотрудничества. Вместе с тем в Петербурге она практически не используется. Исключение — подписанные ещё в 2014 году соглашения по школам в Славянке. С тех пор профильное законодательство усовершенствовалось, банки заинтересовались такими сделками, появился опыт в регионах.

Однако в Петербурге бума концессий по соцобъектам до сих пор не случилось. Участники рынка связывают это с тем, что Смольный по максимуму старается загрузить социалкой застройщиков по давно испробованной схеме безвозмездного строительства. А вариант с концессиями представляется более сложным и менее выгодным для городского бюджета.

РАЗ

Поделиться с друзьями