Цитата: Современный покупатель не ищет квадратные метры, сегодня покупают ценности и настроение, образ и стиль жизни.

Инвесторы сохранили интерес к ГЧП

01.08.2022 в 17:01 | время чтения: 6 мин.

Обострение геополитической обстановки осложнило в том числе и реализацию проектов с применением схемы государственно-частного партнерства. Однако обошлось без катастрофических последствий: в июне в России было запущено более 100 конкурсных процедур по ГЧП на сумму 45,8 млрд руб., в предыдущие месяцы года объявлялось в среднем 60-70 конкурсов. Но сегодня сложности с проектами ГЧП связаны не только с экономической ситуацией. Корректировки требуют и законы.

По данным исследования Национального Центра ГЧП, в 2021 году общий объем «законтрактованных», то есть анонсированных, инвестиций составил более 414,8 млрд руб., из них частных – не менее 344,1 млрд руб. В 2020 году речь шла о 363,9 млрд руб., в том числе 211,3 млрд руб. частных вложений. Больше всего проектов было заявлено в виде концессионных соглашений. То есть, когда частный инвестор создает или реконструирует объект, который принадлежит государству или передается ему после строительства, и после получает возможность эксплуатировать его, беря за это плату.   

Если говорить о проектах государственно- или муниципально-частного партнерства, прошедших коммерческое закрытие в 2021 году, то есть, по которым были в итоге подписаны концессионные соглашения, то их оказалось на 22,7% меньше, чем в 2020-ом — 102 против 132. Впрочем, эксперты не увидели в этом ничего страшного. Напротив, расценивали показатели как постепенное восстановление рынка ГЧП-проектов после пандемии, ведь средний объем инвестиций, приходящийся на один проект, в итоге вырос.

Влияние 2022 года

Конечно, на ГЧП-проектах не могли не сказаться события 2022 года. Обострившаяся геополитическая обстановка привела к колебанию курсов валют, к двукратному увеличению ключевой ставки весной 2022 года и т.п., и как следствие, заемное финансирование выросло в цене, при том, что на него приходится от 70% до 80% в капитальных затратах ГЧП-проектов.

Однако катастрофического сокращения инвестиционной активности, мысль о котором напрашивается в сложившихся условиях, не случилось, уверяют в Национальном Центре. Более того, по данным организации, с начала года наблюдается устойчивый рост конкурсов на ГЧП-проекты. Так, в июне было запущено 106 конкурсных процедур на сумму 45,8 млрд руб., хотя в прошлые месяцы года объявлялось в среднем 60-70 конкурсов. Всего же, по данным платформы «Росинфра», по состоянию на июль 2022 года на различных стадиях реализации в стране находятся 3052 проекта. Совокупный размер инвестиций в них составляет 3,7 трлн руб., из которых 2,8 трлн – частные инвестиции. Самой популярной формой ГЧП по-прежнему остается концессионное соглашение. В этом формате реализуется 2929 проектов на 2,9 трлн руб. (2,2 трлн руб. – средства частных инвесторов). Национальный Центр ожидает, что во втором полугодии количество запущенных ГЧП-проектов еще больше вырастет. Случится это благодаря снижению ключевой ставки и запуску антикризисных мер поддержки со стороны федерального правительства, уверены в Национальном Центре.

Что изменилось в законодательстве 

Впрочем, с поддержкой не все так просто. Как минимум, в сфере права. С одной стороны, есть решения системного уровня. Так, в этом году были расширены сферы применения трехсторонних концессионных соглашений на транспортную инфраструктуру. «Данное изменение позволяет региону участвовать в муниципальных проектах, повышая степень защиты инвесторов как от регуляторных, так и финансовых рисков, устраняет проблему разграничения полномочий и имущества между муниципалитетом и регионом», — поясняет Данил Подшивалов, партнер и руководитель практики ГЧП Versus legal. С другой – есть нужные, но не до конца проработанные решения. Речь о двух изменениях для инфраструктурных инвесторов, воспользоваться которыми можно до конца 2022 года. «Это легализация возможности заключать концессионные соглашения без конкурса и мораторий на согласование с ФАС изменений существенных условий соглашений», — уточняет Данил Подшивалов. По его словам, заключение соглашений без конкурса — очевидный стимул начинать инвестировать в структурирование проектов, уже сейчас, не дожидаясь стабилизации рынка. А право на изменение существенных условий (финансовых и технических параметров проекта) — спасение для уже реализуемых проектов, которые сегодня оказались в сложном положении из-за геополитической ситуации. Но возникли нюансы. «Заключение концессионных соглашений без конкурса возможно только в случаях, установленных Правительством РФ. Но пока они не определены. А в отношении транспортной инфраструктуры и ЖКХ невозможно вообще. При этом действие нормы заканчивается уже через 5 месяцев», — поясняет Данил Подшивалов. А это значит, что возможный положительный эффект новшеств стремится к нулю. Изменение существенных условий более простая в применении возможность, но ловушкой, по словам эксперта, может стать отсутствие позиции ФАС по этому вопросу. Он поясняет: «Право на изменение не отменяет антимонопольного регулирования и полномочий ФАС по возможному оспариванию таких изменений».

Судебная практика тоже пока оптимизма не добавляет. «Например, в зоне повышенного внимания до сих пор остаются споры о взыскании с бюджета как регулярных платежей (инвестиционных и эксплуатационных), так и обусловленных наступлением определенных сторонами событий. Немало споров вокруг толкования антимонопольного регулирования», — поясняет Данил Подшивалов.

Особое место занимают споры вокруг процедуры трансформации частной концессионной инициативы (ЧКИ) в конкурс. «Сейчас по всей стране рассматривается более 50 споров с группой компаний, которая систематически обжалует эту процедуру, требуя проводить конкурс. Проблема возникла из-за мягких требований к альтернативным заявкам, отсутствия инструментов противодействия недобросовестным заявителям и нестабильной позиции ФАС по составу необходимых документов», — разъясняет Данил Подшивалов. Впрочем, эксперт все-таки надеется, что эту проблему можно будет решить в течение ближайшего времени. Тем более, что Минэкономразвития уже разработало проект с уточнением требований к документам, подаваемым в составе ЧКИ, а также требований к документам, которые должен представить заявитель, желающий принять участие в конкурсе, организованном по поданной ЧКИ.

Интерес инвесторов

Сегодня самыми востребованными у инвесторов отраслями вложений с точки зрения ГЧП считаются коммунально-энергетическая сфера и транспортная инфраструктура. В Национальном Центре объясняют это объективными потребностями экономики в инфраструктурных инвестициях.

Интересны инвесторам и инновационные проекты, реализуемые в формате ГЧП. Как правило, речь идет о развитии ИТ-инфраструктуры. По данным Национального Центра, сегодня реализуется 33 таких проекта на общую сумму 273,9 млрд руб., из которых на частные средства приходится 268,6 млрд руб. «Особенно востребованы проекты по развитию государственных информационных систем (11 реализуемых проектов на 225,5 млрд руб.), направленные на повышение эффективности государственного управления, например, через оптимизацию и автоматизацию соответствующих процессов, а также консолидацию в цифровом пространстве данных о физических объектах», — уточняют специалисты Национального Центра.

В последние годы набирает обороты государственно-частное партнерство и в социальной сфере. «Практически во всех ее отраслях запущены или планируются к запуску программы федерального субсидирования, в которых предусмотрена возможность реализации проектов на принципах ГЧП, — поясняют в Национальном Центре. — Уже реализуются программы по строительству школ, университетских кампусов, объектов массового спорта и учреждений социального обслуживания». Так, по итогам 2021 году было заключено 34 концессионных соглашений на строительство школ на сумму 34,2 млрд руб., из которых 21,6 млрд руб. – частные инвестиции. А к концу 2022 года планируется появление еще примерно 300 таких проектов, в которых частные инвестиции составят более 295 млрд руб. Также в планах создать к 2026 году в формате ГЧП не менее 27 современных кампусов в городах с населением более 300 тыс. человек, где более 4-х вузов и подтвержден дефицит более 4 000 мест для размещения студентов. Также в скором времени планируется запуск программы по созданию объектов первичной медицинской помощи, уточнили в Национальном центре.

Перспективы

Однако, чтобы дальше развивать государственно-частное партнерство одних инфраструктурных проектов мало, нужно искать и другие направления. В Национальном Центре считают, что большой потенциал в этом плане есть в промышленности, развитии индустриальных и технопарков.

Юристы в свою очередь отмечают, что требуется также продолжить совершенствовать профильное законодательство. Сегодня в Госдуме на рассмотрении находится законопроект, который может легализовать ряд насущных запросов ГЧП-рынка. Как поясняет Данил Подшивалов, в нем предлагается ограничить процент расходов концессионера, которые могут быть компенсированы на инвестиционный стадии, предусмотреть возможность компенсации процентов по заемному финансированию, а также установить общее ограничение по объему участия концедента (то есть государства). «Эти и другие изменение облегчат процедуру привлечения финансирования в инфраструктурные проекты», — уверен эксперт. Законопроект обсуждается давно, все время отправляется на доработки, но когда будет принят — сказать сложно.

Полина Макарова.

Поделиться с друзьями