Цитата: Современный покупатель не ищет квадратные метры, сегодня покупают ценности и настроение, образ и стиль жизни.

Газпромнефть забирает Circle

10.11.2022 в 12:38 | время чтения: 4 мин.

Бренд канадской сети АЗС Circle K в Петербурге продержался чуть более 4 лет. С ноября 2022 года 21 АЗС переходят в аренду ООО «Газпромнефть-Центр», которое уже во второй раз сменит вывеску на этих заправках.

Канадская компания Alimentation Couche-Tard, владеющая брендом АЗС Circle K в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Мурманске и Пскове, с ноября 2022 года сдала свои объекты в аренду ООО «Газпромнефть-Центр».

Опять ребрендинг

Всего под управление «Газпрома» перейдет 30 автозаправочных станций, — сообщает газета «Коммерсант». По данным источника, руководство бизнесом в России канадский головной офис осуществлял через ООО «Серкл Кей Россия» и ООО «Серкл Кей Проперти Рус».

О своем решении поддержать санкции против России Alimentation Couche-Tard заявила еще в марте текущего года, правда, формулировки были расплывчаты, а схема выхода с рынка не разглашалась.

«В свете изменившейся конъюнктуры российского рынка компания приостанавливает работу в своих 38 магазинах в России, заботясь о сотрудниках и безопасно сворачивая операции», — заявлялось в официальном сообщении компании. Там же отмечалось, что на текущий момент основной бренд Circle K в России объединяет более 320 сотрудников и 38 АЗС в Санкт-Петербурге, Мурманске и Пскове.

Уже летом 2022 года ООО «Татнефть-АЗС-Северо-Запад» сообщила, что 8 бывших АЗС Circle K переходят в ее собственность. Сделка была заключена практически сразу же после заявления канадского офиса об уходе из России. Сумма не разглашалась, а предположения экспертов разнились на порядок. Одни называли близкую к среднему рынку цену в 320-350 млн рублей, другие же отмечали, что в ситуации, когда компания срочно покидает рынок, цена продажи бизнеса может быть символической.

В самой «Татнефти» сумму сделки также не называли, отметив лишь, что теперь общее количество АЗС компании на территории СПб, Ленинградской, Псковской и Новгородской областей увеличилось до 106 объектов.

Как рассказывает «Коммерсант», в АЗС «Газпромнефть» сообщили, что на арендованных АЗС будет проведен ребрендинг, «на территории данных станций будут установлены стелы сети АЗС «Газпромнефть» и добавлены элементы фирменного стиля в экстерьере и интерьере».

Не только заправка

Для сотрудников АЗС, перешедших под управление «Газпромнефти», это уже не первый ребрендинг.

Презентация Circle K в Санкт-Петербурге состоялась весной 2018 года, после того как новый владелец норвежской Statoil Fuel & Retail (управлявший в Петербурге сетью АЗС под брендом Statoil) – канадская Alimentation Couche-Tard Inc (штаб-квартира организации располагается в г Лаваль, Квебек, Канада) решила сменить вывески сразу в нескольких странах мира.

Норвежский бизнес был выкуплен компанией еще в 2012 году, однако право использования бренда Statoil сохранялось до 2021 года. До ребрендинга АЗС в Петербурге он был проведен в Пскове и Мурманске, везде, как отмечалось в местных соцсетях, практически молниеносно.

На тот момент под брендами корпорации Couche-Tard по всему миру работало более 15 тысяч торговых точек, а общая численность сотрудников составляла 120 тыс человек. В Европе Alimentation Couche-Tard Inc является лидером среди топливных операторов с прилегающими к АЗС магазинами.

Существует две основных схемы обеспечения рентабельности АЗС: в одной основную прибыль заправкам приносит непосредственно топливо (как происходит на абсолютном большинстве АЗС в России), в другой продажи топлива выполняют лишь трафикообразующую функцию, а основной доход объект получает от не топливных продаж сопутствующего ассортимента товаров и услуг. Вторая схема активно используется, в частности, в США и Канаде, где средний чек на бензин обычно меньше чека на покупку товаров в интегрированных магазинах и кафе.

Несмотря на то, что в России специфика и потребительские привычки заметно отличаются, по экспертным оценкам Circle K более 50% прибыли получала именно от не топливных продаж, тогда как у «Газпром нефти» этот показатель оценивался не более чем в 30%.

В последнее время компания активно старается улучшить нетопливные продажи, в том числе и за счет внедрения собственной трейдмарки G-Drive. Так, в середине сентября АЗС «Газпромнефть» объявила о 30% увеличении продаж прохладительных напитков. Линейку стараются развивать по всему товарному ассортименту (34 наименования): от разных видов воды, включая специальную детскую, до аналогов колы и других брендовых газированных напитков, холодного кофе G-Drive в алюминиевых банках, разнообразных морсов и проч. Также компания пытается повысить уровень сопутствующих продаж с помощью целой серии скидочных акций на товары в магазинах АЗС – от партнерских программ по продаже галантереи до отдельных позиций в меню собственных кафе. По мнению ряда экспертов, все это пока что больше похоже на попытки найти рабочие механизмы, чем на реально прибыльные схемы.

Интересно, что ушедшую с рынка Circle K в профильных сообществах России нередко критиковали как раз за то, что не топливная составляющая торговых точек наносила ущерб основной функции АЗС. В частности, автолюбители отмечали, что очередь на кассу заправки часто задерживается за счет многочисленных покупателей интегрированного кафе.

Андрей Везин

Поделиться с друзьями